Антология (греч. anthologia — «собрание цветов» от anthos — «цветок» и lego — «собираю») — в Древней Греции — сборник текстов, литературных отрывков, чаще эпиграмм разных авторов. Проведём антологию по теме: «критика».
«Говорят, что критика названия растратили –
Больше сравнивать не с кем и не с чем!
Правда или нет?! Не будем спорить. Спор пустой.
Но сути жизни взглянуть нам стоит».
/В.Маяковский «Окно роста»/
«Критика (от греч. kritike – искусство разбирать, судить), 1) разбор (анализ) чего-нибудь с целью дать оценку.2) отрицательное суждение о чём-нибудь, указание недостатков. Критика имеет широкое применение в науке, искусстве и общественной жизни. Метод раскрытия противоречий общественного развития; необходимая сторона материальной и духовной деятельности. Один из коренных принципов. Сущность критики состоит в познании и раскрытии в той или иной форме противоречий, ошибок и недостатков, возникающих по объективным или субъективным причинам в ходе общественной практики с целью их преодоления». – /БСЭ/.
«Критика текстов – важная отрасль библейской науки, занимающаяся выявлением точного содержания первоначальных текстов библейских книг на основе объективных критериев». /«Как возникла Библия»/. А в наше время нельзя ли применить это в своей работе?
«Тот, кто в Евангелии не сумеет отделить сердцем основного, важного от неважного и ненужного, тот никаким изучением критики не узнает этого. А кто умеет отличать, тому это изучение не нужно. Умеет же отличать тот, кому нужно руководство Евангелия для жизни, а не для мудрствования» - /Л.Толстой/.
Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, (плачь - плачь) священным ореолом которой является религия. Она сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы – не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишенной всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком. Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого: «как белка в колесе». «И ходили они кругом, и подстрекали его всю ночь» - /Суд.16.2/. Ночные, тёмные службы в православии – это подстрекание народа во мрак.
«Итак, критика как объективная оценка вообще возможна потому, что есть только одна единая истина разума, так же как и красота. Отсюда само собой следует, что критика имеет смысл только для тех, в ком наличествует идея единой истины, и равным образом она может касаться лишь тех духовных произведений, в которых эту идею истины можно распознать как высказанную более или менее отчетливо. Дело критики совершенно не существует для тех людей и относительно тех людей, которые лишены этой идеи. Именно отсутствие идеи приводит критику больше всего в замешательство: ведь если любая критика есть лишь подведение под идею, то там, где идеи нет, прекращается всякая критика, не будучи в состоянии обрести какое-либо иное непосредственное отношение, кроме отношения отбрасывания. А в отбрасывании она разрывает всяческую связь между тем, в чем идея христианства отсутствует, и тем, чему таковая служит.
Поскольку тем самым снимается взаимное признание, налицо оказываются только две противостоящие субъективности: а что не имеет между собой ничего общего, как раз, поэтому выступает как равноправное относительно друг друга; поэтому критика, объявляя объект оценки чем угодно, только не философией. А поскольку таковой не желает быть ничем, кроме философии, то и, объявляя его вообще ничем, — ставит себя в положение субъективного, и ее приговор предстает как одностороннее безапелляционное решение; поскольку же деятельность критики должна быть объективной, такое положение прямо противоречит ее сущности; приговор критики – апелляция к идее философии, однако последняя, не будучи признана противной стороной, выступает для последней как самозванный суд.
В какой бы области искусства или науки ни заниматься критикой, она требует мерила, которое столь же независимо от ценителя, как и от того, чье произведение оценивают, и исходит не из единичного явления или особенности субъекта, а из вечного и неизменного прообраза самой сути дела. Подобно тому, как идея изящного искусства не создается и не изобретается художественной критикой, а просто предполагается, так и в философской критике идея самой философии есть условие и предпосылка, без которых критике вечно пришлось бы противопоставлять субъективности — субъективностям и никогда не удалось бы противопоставить абсолютное обусловленному» - /Гегель/.
«Закон не подлежит отмене, какая бы критика ни была, пути назад нет. То, что уже сделано, не будет отменено, какие бы протесты ни были»,— заявил господин Астахов - Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ/. Закон Христа любви не может, быть отменён, как бы мы не хотели, его чем-то заменить.
Церковь не критикуют тогда, когда она ни на что не влияет. Существует себе на обочине жизни, подобно книгохранилищу или этнографическому музею, и не тревожит совесть обывателя.
На самом деле православные, баптисты боятся, когда критикуют Церковь. Отдельные редкие представители Церкви относятся к критике спокойно, иногда даже доброжелательно. Но в основном верующие боятся. И оттого срываются в ответ на крик и на обиды. Кричат на разных языках, как харизматики, от незамысловатого «сам такой!» до интеллигентного «вам не хватает компетентности». Крик – основное настроение реакции на критику. Кто общался с православными, баптистами тот это знает. «Прикосновение критики боится только то, что гнило, что, как египетская мумия, распадается в прах от движения воздуха» - /Д.Писарев/
«…критикуйте сами себя, лучших критиков вам не найти» - /М.Горький/. Да это так! «Талантливому критику и не обязательно всё знать или уметь самому, его дело в общем, наблюдении» - /Л.Леонов/. Критика пастора церкви допускается лишь при наличии свидетелей его неправильного поступка, и не перед церковью, а перед вышестоящим руководством, что видно из наставления апостола Павла епископу Тимофею: «Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях» /1 Тим. 5.19/. Это не исключает личной беседы члена церкви с пастором о возникших вопросах относительно поведения последнего. А возможно ли такое, в наше время, чтобы на пастыря кто-то сказал критическое замечание в его жизненном поведении и поставил вопрос на рассмотрение в церкви? Такое не принято в церкви баптистов, да и в православии нашего времени. Тогда кому писал ап. Павел, что только для Тимофея? и для последующих пастырей церкви оно не имеет никакой силы.
Поставьте руководителям конкретные задачи согласно Библии и добивайтесь их исполнения сообща. Иначе критика ради критики.
Например, высшее руководство апостольской церкви занималось лично проповедью в новых местах, создавало и утверждало новые церкви, изо дня в день обучало и практически показывало, как проповедовать новым людям, находилось под руководством Духа Святого и совершало чудеса исцелений...
Как не печально в это верить, но верить в то, что руководство изменит, свои мотивы становится всё труднее, т.к. сейчас идёт борьба за количество, а не за качество. «Кто станет протестовать, если критика непредвзятая! Но зачем потакать групповщине?». Что же из того, если всякие сомнительные церкви будут расти как грибы-мухоморы и засорять мышление народа. Точное исполнение слов Христа: «се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу» - /Лук.22.31/, «Чтобы просеять вас, - говорит Мэтью Генри, - в английском понимании. И доказать, что они мякина лжецов, а не пшеница».
Пастырю не нужно, что бы каждый член Церкви, свободно размышлял о происходящем, им нужно, что бы все члены Церкви, беспрекословно выполняли все, что скажет руководство. Вот и настало время, когда Дух, поднимется от земли, и не, потому что пришло Его время, а потому что в нём уже мало кто нуждается. Все хотят как в сказке А.Пушкина: «Чтоб служила мне рыбка золотая и была у меня на посылках». Указывать, что делать рыбке.
«И таковы без исключения, - говорит Л.Толстой, - все критики культурных верующих людей и потому понимающих опасность своего положения. Единственный выход из него для них — надежда на то, что, пользуясь авторитетом церкви, древности, святости, можно запугать слушателя, отвлечь его от мысли самому прочесть евангелие и самому своим умом обдумать вопрос. И это удается, особенно в православии, да и баптисты в этом не далеко отстали. Читают ли они Библию или только служебное слушание им хватает на неделю.
«Они не доходят до их ушей. А.Серафимович (писатель) борется и с христианской трескотнёй, с бездумным пренебрежением к врагу. Переоценить врага опасно. Недооценить – вдвое. Не обманывай себя. Яростный враг лжи, фальши, обмана: самый великолепный обман, чрезвычайно искусно оборудованный, всё же, в конце концов, обман и неизбежно раскроется, - «тайное станет явно». Критиковал нелицеприятно, задевал даже высший командный состав, вызывал на себя поток жалоб, но стоял твёрдо, чувствуя себя уверенным».
«Критиковать – значит вскрывать болезнь, лечить её, заранее поставив диагноз и прописав определённые рецепты» - /А.Мясников/. «Критика тогда только плодотворна, когда она, осуждая, указывает на то, чем бы должно быть то, что дурно» - /Л.Толстой/. «Знать, что они могут терпеть критику, а могут, и нет; в зависимости от того в каком они духовном, состоянии. Но если бы нас не критиковали, тогда что-то было бы не в порядке. Мир всегда знает своих. Но как говорится, запомните, что критика за Слово Божие – это всего лишь возрастные боли Его благодати. Это говорит о том, что мы отделились, чтобы быть Христианином, вести себя по-христиански, жить по-христиански, подчиняться каждой Заповеди Божьей. И это…обет Назорейства – отделиться, призыв от Бога, который отделяет тебя от мирских вещей» - /У.М.Бранхам/
«Критика должна состоять в том, чтобы сравнивать и сопоставить данный факт не с идеей, а другим фактом; для неё важно только, чтобы оба факта были по возможности точно исследованы и чтобы они представляли из себя, представлять собой, один по отношению к другому, различные моменты развития…» - /В.И.Ленин/.
«Реальная критика ничего не навязывает кому-либо. Единственное требование, которое она к нему предъявляет, выражается одним словом: истина» - /Г.Плеханов/. «Критика есть опасный враг заблуждений, пустой, хотя бы и революционной фразы, но она есть надёжнейшая опора истины. Она её мать и повивальная бабка; она её друг-кормилец. Истина питается критикой» - /Г.Плеханов/.
«Как лекарства не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика – когда они переходят меру справедливости» - /А.Шопенгауэр/.
«Эта критика - новаторская, ибо связана с борьбой за победу слова, критика содержательная, а не критика ради критики. В самом конце 1920 года В.И.Ленин говорил: «Когда вы слышите... критику без содержания, критику ради критики, будь настороже, поищите, может быть, у критикующего товарища уязвлено чем-нибудь самолюбие, может быть, он чем-нибудь лично задет или раздражён, что толкает его на оппозицию необоснованную, на оппозицию ради оппозиции».
Критика А.Серафимовича была с огромным содержанием: он стремился практически помогать фронту, т.е. он воевал с врагом при помощи своего искусства. Впоследствии Г.Неродов записал слова А.Серафимовича о его корреспондентской работе в 1918 – 20 годах: «давал то, что видел, без искажения. Старался практически быть полезным фронту конкретными описаниями его нужд и настроений».
Таковы должны быть, по нашему мнению, отношения реальной критики к христианским произведениям; таковы в особенности должны они быть к проповеднику при обозрении целой его миссионерской деятельности. Говоря об отдельной проповеди, критика может увлечься частностями и ставить в вину проповеднику. Если б эти черты были ярче, жизнь имела бы более цельности и определённости: но в настоящем своём виде она не может быть названа противною основным чертам мировоззрения, созерцания.
«Критика, состоящая в показании того, что должен был сделать пастырь, и насколько хорошо выполнил он свою должность, бывает ещё уместна изредка, в приложении к пастырю начинающему, подающему некоторые надежды, но идущему решительно ложным путём и потому нуждающемуся в указании и советах. Но вообще она неприятна, потому что ставит критика в положение школьного педанта, собравшегося проэкзаменовать какого-нибудь мальчика» - /Н.Добролюбов – литературный критик/.
«Реальная критика относится к произведениям церкви точно так же, как к явлениям действительной жизни: она изучает их, стараясь определить их собственную норму, собрать их существенные, характерные черты, но вовсе не суетесь из-за того, зачем это овёс – не рожь, и уголь - не алмаз. Были, пожалуй, и такие пастыря, которые занимались опытами, долженствовавшими доказать превращения овса в рожь, плевелы в пшеницу что прорастёт. Но надо полагать, что такие пастыря и критики не много принесли пользы науке и искусству церкви. Гораздо полезнее их были те, которые внесли в общее сознание несколько скрывавшихся прежде или не совсем ясных фактов из жизни или из мира духовности, как воспроизведения жизни» - /Н.Добролюбов – литературный критик/.
«Всегда есть место для честной и дружеской критики. Если критик прав, значит, он помог нам. Если не прав, мы можем помочь ему. В любом случае укрепляется истина» - /Уоррен Уирсби/. «Критикуя – предлагай, предлагая - делай. Ведь есть же люди, которые предлагают и делают, экономя на замысловатой критике» - /Т.Мелихова/. «…наша критика – рычаг и жизни и хозяйства» - /В.Маяковский/. Христианство не может развиваться и преуспевать без мнений, без свободы критики.
«Для того чтобы избежать критики, надо ничего не делать, ничего не говорить и никем не быть».
Источник: Библия. Л.Толстой. Большая Советская Энциклопедия.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Страхи и ужасы России - Николай Погребняк В Европе завариваются теперь повсюду такие сумятицы, что не поможет никакое человеческое средство, когда они вскроются, и перед ними будет ничтожная вещь те страхи, которые вам видятся теперь в России...